Раздел г. Мировая хромтвенмд культура

При строительстве пирамид использовали примитив­ные орудия труда: диоритовые молоты, медные пилы и топоры, орудия из шлифованного камня. Каменные глы­бы в период разлива Нила переправляли из каменоломни на место строительства по воде, а затем их тащили на де­ревянных волокушах. По насыпным платформам и дере­вянным лесам блоки весом около 50 ц доставляли на нуж­ное место. Они были так искусно обработаны, что зазоры междуними непревышали 0,5 мм. Вблизи пирамид строи­ли храм мертвых для погребальных обрядов. Другие хра­мы посвящали божествам, особенно чтимым фараоном. Саркофаг (греч. слово, букв, «пожиратель трупов») с ос­танками усопшего фараона доставляли из города к пира­миде по Нилу, а затем по специальному каналу — в гроб­ницу.

Пирамида была моделью космоса и имела строгие геометрические формы. При ее строительстве приме­няли принцип золотого сечения, «магический квадрат» и «священный треугольник». Важную роль при обме­рах играли магические числа, особенно тройка и четверка, символизировавшие совершенство. Егип­тяне верили в загробную жизнь, верили, что фараон после смерти плавает по небосводу на солнечной ладье днем и на лунной ладье ночью. Поэтому в гробнице находилось все необходимое для жизни в потусторон­нем мире: еда, напитки, инструменты, украшения и слуги (позже слуг заменили их изображения). Умер­ших фараонов мумифицировали: мозг и внутренности извлекали, тело помещали в соленую воду, а затем пропитывали ароматическими смолами и оборачивали погребальными тюлепами. Сухой воздух способствовал консервации тела. В момент смерти фараон и женское божество рождали его новую жизнь, и он опять мог взойти на трон как бог. Погребальный обряд отражал мифологические представления о мире.

Иерархическое устройство загробной жизни точ­но отражало социальную иерархию повседневной жизни. Гробницы жен фараонов и высокопоставлен­ных чиновников располагались вокруг пирамиды фа­раона, чтобы и после смерти приближенные находи­лись рядом с ним. По представлениям египтян, в загробном мире так же, как и на земле, одни трудятся, а другие пользуются властью и богатством.

Для продолжения жизни усопшего потомки долж­ны были совершать обряды и жертвоприношения. В про­тивном случае он либо окончательно умирал, либо мог вернуться в этот мир, чтобы вредить живущим.

Для Древнего Египта характерен уникальный жанр литературы, тесно связанный с культурой пира­мид, — книги мертвых. Это религиозные тексты на папирусе, помещавшиеся в гробницы вместе с мумия­ми. Помимо папирусных свитков и надписей на стенах гробниц и саркофагах существовали и обрядовые тексты, передававшиеся из поколения в поколение в устной форме. Религиозно-магические тексты, по представлениям древних египтян, должны были обес­печить умершим загробное блаженство, указывали путь умершему на том свете, учили его, как нужно избегать ловушек Солнца, подстерегающих пугешест-вующего по царству мертвых каждый час.

Книги мертвых создавались в соответствии с убе­ждением, что религиозный текст, произнесенный жрецом при жизни человека, и впоследствии сохра­няет свою ритуальную силу и оказывает воздействие после его смерти. В книгах мертвых были изображе­ния бога земли и смерти Сокара, являвшегося симво­лом всемогущества.

2.4. Скульптура и живопись

Неотъемлемую часть храма и гробниц составляли статуи фараонов, знати, придворных писцов. Все они были выполнены в рамках строгих канонов. Люди изображались в спокойных, полных неподвижного величия позах, словно застывшие в веках.

Вместе с тем скульптура Древнего царства отли­чается острым реализмом, огромной внутренней энер­гией. Индивидуализированные лица портретируемых еще более оживлялись яркой раскраской, инкрустаци­ей глаз горным хрусталем и эбеновым деревом. По традиции мужская статуя раскрашивалась красно-ко­ричневой краской, женская — желтоватой, волосы — черной, одежда — белой.

Рельефы и росписи, украшающие стены гроб­ниц, также связаны с заупокойным культом. Релье-


Раздел ?. Мировая кржествевная культура

фы обычно плоски, почти не выступают над поверх­ностью стены. Силуэт фигур ясен и графччен. Час­ти человеческой фигуры — голова, плечи, ноги, руки — могли изображаться в разных плоскостях. Для рельефов Древнего царства типичен принцип фризового развития сюжетов, разворачивающихся сцена за сценой. Всем фигурам присуща величавая неподвижность и надмирное спокойствие. Застыв­шие формы — «фирменный знак» древнеегипетско­го искусства.

Своего расцвета древнеегипетская скульптура достигла в XIV веке до н. э. Лучшее, что было создано в этот период, — скульптурные портреты Эхнатона и его жены Нефертити. Впервые в истории египетского искусства появилось изображение фараона в кругу семьи. Портрет Нефертити в высокой короне из рас­крашенного известняка стал символическим изоб­ражением Египта. Гордая голова царицы на тонкой шее поражает совершенством тонких черт прекрасного лица, необычайной гармонией, завершенностью ком­позиции, великолепным сочетанием красок.

С завоеваниями Александра Македонского в 332 году до н. э. начался эллинистический период. В 30 году до н. э. Египет стал провинцией Римской империи. Египетское искусство испытало в эпоху эл­линизма и римского владычества сильное влияние греческой и римской культуры. В 1887 году в Египте в области Фаюмского оазиса были найдены превосход­но сохранившиеся портреты, прикрепленные к лицам мумий, получившие название «фаюмских портретов». Они были написаны на доске или холсте в традициях эллинистической живописи красками, растертыми на воске (техника энкаустики). Расплавленные краски на­носились на тонкие деревянные дощечки кистью или металлическим стержнем. Мазки накладывались раз­нообразно, поэтому мастерам удавалось передать фак­туру предметов: поверхность ткани, пряди волос, блеск глаз, нежность или грубость кожи. Сохранилось более 400 таких портретов.

Греческое и римское влияние, особенно распро­странение христианства, привели к утрате самобыт­ной египетской культуры. Были закрыты древние хра­мы, забыта иероглифическая письменность. В VII в н. э.

Египет был завоеван арабами, которые изменили так­же этнический облик страны. Египетское общество и египетская культура просуществовали в неизменном ииде три тысячи лет.

1 § 3. Культура Месопотамии_______________

Месопотамией (Междуречьем, Двуречьем) древ­ние греки называли земли, лежавшие между Тигром и Евфратом — двумя великими реками древности, в долине которых сформировалась столь же высокая, как и в Египте, культура. Однако, в отличие от долины 11ила, где на протяжении трех тысячелетий обитал один и тот же народ и существовало одно и то же го­сударство — Египет, в Двуречье сменилось несколь­ко народов и несколько государств.

Долина между Тигром и Евфратом была заселена примерно с 5000 года до н. э. людьми, с помощью ир­ригационных сооружений сделавшими плодородной эту неприветливую землю. То было началом револю­ционного переворота в истории человечества: от зем­леделия к созданию городской культуры и образова­нию государства. Именно здесь были изобретены гончарный круг, колесная повозка. На территории древней Месопотамии (ныне — территория современ­ного Ирака) в течение трех тысячелетий сформиро­вались три великие культуры: Шумера и Аккада, Ва­вилона, Ассирии.

Самая ранняя шумерская культура существова­ла с 3000 до 2400 года до н. э. в Южном Двуречье. В 2400 году до н. э. Саргон Древний завоевал Шумер, подчинив его власти Аккада. Шумерскую культуру именуют еще культурой Шумера и Аккада. Здесь же с 2000 но 539 год до н. э. формировалась вавилонская культура, период расцвета которой приходится на царствование Хаммурапи (1800 год до н. э.). Вавилон, или Вавилония был завоеван персами. В Северном Двуречье с 1400 по 600 год до н. э. существовало мощное рабовладельческое государство Ассирия, соз­давшее свою, ассирийскую культуру, расцвет кото­рой выпадает на 800—700 годы до н. э. В 605 году до н. э. она уничтожена Мидией и Вавилонией.


6478001583191369.html
6478061184456012.html
    PR.RU™