КОМПОЗИЦИЯ И КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ ЯВЛЯЮТСЯ ВАЖНЫМИ НАВЫКАМИ, КОТОРЫМИ КАЖДЫЙ ХУДОЖНИК ДОЛЖЕН ОВЛАДЕТЬ

Прочтите, и вы задумаетесь о том, каким бы методом вы воспользовались для своей следующей работы.

ОСНОВЫ КОМПОЗИЦИИ

Теперь, когда вы уже знаете о линейной, угловой и трехточечной перспективе, пришло время научиться использовать эти знания с максимальной эффективностью. Какой толк от знаний перспективы, если вы знаете, что именно делает рисунок особенным?

Знание композиции является важнейшим навыком, которым должен овладеть любой иллюстратор.

ПЕРВЫМ ДЕЛОМ

Любая композиция начинается с одной вещи: кадра. Невозможно создать композицию, не зная заранее размер, высоту и ширину вашего рисунка. В анимации и кино используются заранее заданные параметры для композиций, известные как Соотношение Сторон (Aspect Ratios). Ниже представлены некоторые из основных соотношений сторон, которые используются на сегодняшний день:

Нажмите на картинку, чтобы посмотреть изображение в полном размере и 100% качестве.


Соотношение сторон это не заранее установленные размеры пикселей. Это лишь метод поддержания определенного уровня стандартизации в кадрировании. Распространенный сегодня формат 16:9 это 1920х1080 пикселей для телевизора с высокой разрешающей способностью. Если вы решили создать рисунок в формате 16:9, это вовсе не значит, что вы должны использовать это разрешение изображения. Все, что вам нужно сделать, это воспроизвести соотношение 16:9. Таким образом, вы сможете нарисовать рисунок, который будет, скажем, 7200х4050 пикселей. Несмотря на то, что размер намного больше, это все же формат 16:9.

Использование стандартных соотношений сторон вовсе не требуется, если вы создаете иллюстрацию для печати или работы, а не для телевидения или фильма. Тем не менее, их надо знать и они могут стать очень хорошей опорой в начале вашего пути.

Далее в Части 2 данного урока я буду использовать для своих примеров формат 3:2.

ПОИСК НАИЛУЧШЕГО КАДРА

Вернемся к главе 1 Части 1, помните три примера, которые я нарисовал для иллюстрации линии горизонта на разных уровнях в пределах кадра рисунка? Это композиция.

Мы можем найти и сравнить различные возможные композиции для сцены, просто используя линии. В отличие от Главы 1, эти линии не будут представлять собой линию горизонта. Вместо этого, они будут показывать возможные композиционные элементы в сцене. Такие элементы, как центр фокуса и вовлеченные в кадр объекты. Давайте посмотрим на некоторые примеры различных композиционных возможностей:


Обратите внимание на эти три примера, взятые из Главы 1. Если бы линия горизонта была областью самой важной детали и находилась бы в фокусе, то первая и третья композиции были бы более выигрышными, чем вторая, благодаря своей асимметрии. Композиция на второй картинке поделила плоскость рисунка ровно пополам. Верхняя часть равна нижней, и такая композиция уже не так интересна.


Теперь посмотрите на эти три примера. Две вертикальные линии в первом примере делят рисунок на три абсолютно равных прямоугольника. Если бы вам нужно было сделать рисунок с такой композицией, у вас получилось бы что-то очень слабенькое. Сравните первую и вторую композиции. Мы уже становимся ближе к тому, чтобы создать нечто интересное, сдвинув обе линии ближе друг к другу, чтобы сузить прямоугольник посередине. Теперь появилась область в композиции, которая выбивается из общей картинки, и могла бы стать отличным центром фокуса. Такая композиция отлично подошла бы для картинки с заданной симметрией. Однако, для чего-то более динамичного, приглядитесь к третьей композиции. Отодвинув линии в бок, мы меняем картинку, чтобы все три прямоугольника стали разного размера. Тонкий прямоугольник в центре привлекает ваше внимание, тогда как большой квадрат смотрится так, будто он мог бы содержать в себе что-то, что поддерживало бы средний прямоугольник или обрамляло его для баланса. Например, два прямоугольника слева могли бы быть полны деталей для нашего центра фокуса, а большой квадрат справа мог бы содержать что-то просторное и менее значимое для контраста.


Композиция хороша тогда, когда она заставляет двигаться взгляд по рисунку. Когда вы создаете композицию, в которой все пространственные деления равны между собой, центра фокуса не будет, и рисунок не будет ничем привлекать внимание. Если вы посмотрите на пример выше справа, все стороны в нем одинаковы. В нем нет никакой динамики, которая бы могла заинтересовать зрителя. На примере справа присутствуют элементы, которые двигаются по полотну и ваш взгляд концентрируется на том месте, где большинство линий пересекается. Эта область в вашей композиции будет центром фокуса, центр наивысшего интереса.


Выше представлены примеры эскизов композиций в стиле ретро. Мне нравится придавать своим эскизам глубину, поэтому я рисую несколько линий, скрывающихся за другими, или линии, которые прерываются или меняют свое направление при столкновении с другой линией. На первом рисунке я использую большие темные пространства, которыми окружаю детализированный центр, где сидит человек. На втором рисунке я использую серию вертикальных и горизонтальных линий, чтобы привлечь внимание к тем зонам, где больше деталей. Я также использовал однотонно залитые участки цвета, чтобы придать некоторую глубину или весомость. На третьем рисунке я использую эскиз больше как основу для нахождения правильной перспективы сцены и для того, чтобы посмотреть, где лучше всего расположить центр фокуса.

Ниже представлено еще несколько примеров композиции с использование только вертикальных, горизонтальных и диагональных линий.


ТЕОРИИ КОМПОЗИЦИОННОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ

Теории композиционного проектирования это идеи постановки и технических подходов к вашему рисунку. Это те вещи, к которым нужно относиться критично. Эти теории могут помочь создать основу, которая поможет вам получить в итоге очень сильный красивый рисунок.

Всегда учитывайте следующие вещи:

СВЕТОТЕНЬ:


Светотень – это тональная структура к вашему рисунку. Можно представить светотень, как светлое и темное объекта, а не его цветов. На рисунке, содержащем полный масштаб светотени, присутствуют тона, начиная с белого и заканчивая черным. Светотень является одним из самых сильных элементов, способных направлять взгляд зрителя к определенным объектам на вашем рисунке, в зависимости от того, как вы распределяете свет и тени.

КОНТРАСТ:

Тогда как светотень относится к определенному тону или диапазону тонов, контраст – это то, как эти тона используются. Контраст – это прямое отношение одного тона к другому. Области с высоким контрастом отличаются большой разницей в тонах, начиная от яркого заканчивая темным, с минимальными переходами. Области с меньшим контрастом имеют меньше изменений в объеме от тона к тону. Ночная сцена без какого-либо освещения – низко контрастная картина, потому что все выполнено в черном цвете, с легким переходом к более яркому цвету.
Контраст очень сильно привлекает внимание. Взгляд всегда тянется к высокой контрастности. Обычно области с наибольшим контрастом должны составлять в себе наиболее интересную сцену, тогда как области с низким контрастом должны быть менее значимыми.


Низкий контраст


Высокий контраст


Область низкого контраста


Область высокого контраста

ЦВЕТ:

Вместе с объемом и контрастом идет цвет. Чтобы использовать цвет композиционно, нужно обладать определенными навыками, потому что для этого требуются знания в области теории самого цвета, а это может быть как статья, так и урок в этой статье. Даже идеальный рисунок с идеальной структурой объема может быть испорчен плохим подбором цветов. Некоторые цвета привлекают намного больше внимания, чем остальные, и в зависимости от того, где вы располагаете эти цвета, они могут очень сильно повлиять на фокусную точку на вашем рисунке.

Эти цвета очень интересным образом сплетаются друг с другом. Голубой цвет отходит на второй план, тогда как красный выдвигается на первый план. Когда вы смотрите на этот пример, красная полоска кажется ближе к вам, чем голубой фон. Это делает красный цветом, которым вы должны наделить тот объект, к которому хотите привлечь внимание.

Внимание зрителя может также быть привлечено посредством помещения цвета в композицию, которая не существует нигде. Если вы представите себе рисунок из таких желтых тонов, а затем некий объект в таком насыщенном цвете фуксии, будьте уверены, ваш взгляд будет прикован к этому объекту. Эта техника отлично будет работать с комплементарными (дополнительными) цветами по отношению к остальным цветам рисунка.

БАЛАНС:
Баланс значит распределение. Это может быть что угодно: от распределения тонов объема до цветов, или до объектов по всей сцене. Баланс может быть симметричным и асимметричным. Например, если левая часть вашего рисунка полна всевозможных деталей, можно сбалансировать его, сделав правую часть более простой. Вы могли бы сделать стороны вашей картины очень светлыми, а в центре нарисовать что-то темное. Можно было бы нарисовать большой объект низкого контраста, и еще объект меньшего размера и большей контрастности на расстоянии, чтобы подчеркнуть его не меньшую значимость по сравнению с большим объектом. Такой ход мыслей сбалансирует ваш рисунок.

В данном примере детали и яркость с правой стороны изображения сбалансированы относительной пустотой левой стороны и выбором темных красок. Такой баланс приковывает ваше внимание к взаимодействию между героями на рисунке, и ничто вокруг не отвлекает вас от фокусного центра рисунка. Если бы левая половина рисунка была бы такой же детализированной, как и правая, правая половина рисунка потеряла бы свою важность. Смотря на данный пример, спросите себя, как использовался цвет с целью привлечения еще большего внимания? Что скажете по поводу контраста? Как он здесь используется?

РИТМ, ПОВТОРЕНИЕ, И ПЛОТНОСТЬ:

Иногда на рисунке один элемент может повторяться несколько раз, чтобы разбить пространство композиции и направить взгляд зрителя по наиболее интересной траектории. Ритм вашего рисунка относится к тому, как быстро ваш взгляд двигается по сцене. Если в вашей сцене есть рассеянные области с отсутствием деталей, ваш взгляд пройдет по ним, даже не остановившись. Это может быть и специальным эффектом. И наоборот, можно расположить объекты более плотно на траектории, по которой следует взгляд зрителя, и тогда его взгляд будет останавливаться на этих объектах, чтобы подробнее их изучить, прежде чем пойти дальше. Посмотрите, как это работает:


Проведите взглядом по этой линии. Он прошелся быстро, правда? На линии между двумя точками нет никаких препятствий, поэтому взгляд просто проскакивает к другой стороне без остановки.


Проведите взглядом по этой линии. Вы все еще не сбавили скорость, не так ли? Не смотря на то, что на линии присутствуют дополнительные точки, разрезающие путь вашего взгляда, вы проходите по ним абсолютно незаметно, потому что все они одинаково удалены друг от друга. Это, тем не менее, может быть полезным специальным эффектом.


Теперь проведите взглядом по этой линии. Вы задержались на скоплении точек, правда? Ваш взгляд расценил их как достаточно визуально организованными для того, чтобы задержаться и рассмотреть их положение поподробнее. Группировка деталей, как здесь, может помочь задержать взгляд зрителя.


Проведите взглядом по этой линии. Могу поспорить, что вы задержались хоть на секунду на том большом пятне на конце линии! А потом взгляд снова вернулся к нему, так? Эта большая точка является как бы точкой фокуса, не так ли?

Интересно как работает ваш мозг, да?

МАСШТАБ:

Масштаб может очень сильно изменить ощущения от рисунка. Масштаб, конечно же, означает изменение размера объектов, либо физически, либо визуально, с целью показать отношение размеров одной детали по отношению к другой. Физический масштаб меняется, ссылаясь на создание чего-то в реальном размере. Представьте Годзиллу, разрушающего Токио, или человека, стоящего в центре огромного леса. Годзилла по сравнению со зданиями просто огромен, он физически огромный. В лесу деревья возвышаются над человеком. На рисунке, вы захотели бы показать, насколько высоко они возвышаются. Оптический масштаб меняется, ссылаясь на положение камеры, показывая отношение масштаба между двумя объектами.
Посмотрите на рисунок ниже, автором которого является Уиллиам Гиббонс (William Gibbons) (devID: ashwara).


В этом примере у нас создается ощущение, что существо, держащее девочку в своей руке, просто неизмеримо велико. Во-первых, у нас такое ощущение создается из-за масштабного соотношения девочки и его руки. Во-вторых, ощущение его большого размера усиливается положением камеры. Она расположена позади девочки и смотрит вверх, тем самым приближая девочку к композиционно интересной части тела этого существа (его голове). У нас остается ощущение того, что за пределами картинки прячется еще большая его часть, которую мы не видим.

Представьте эту сцену под другим углом, например, более отдаленный вид со стороны, или сверху вниз. Эти альтернативные углы перспективы могут смотреться выигрышно, но они, скорее всего, не будут такими же захватывающими и динамичными, как этот.

Нужно думать об углах расположения камеры, как об инструменте, рассказывающем историю. Если бы персонаж стоял напротив огромного существа, и персонаж нам уже знаком, угол камеры должен располагаться позади этого персонажа, открывая вид на существо. Если расположить камеру со стороны существа, при этом смотря сверху вниз, то восприятие картины может измениться, и может показаться, что главным героем является это существо, а не персонаж.


На этом примере, который нарисовал я, мы видим динамику большого действия противопоставленного маленькой причине/источнику этого действия.
Маленький человек вызвал большой взрыв. Мы поняли его отношение к взрыву из его телодвижений. Его поза говорит либо о том, что именно он вызвал этот взрыв, либо, что он просто радуется этому взрыву в воде.
Масштаб можно использовать по-разному. Экспериментируйте!

ПОЛОЖЕНИЕ, ИЕРАРХИЯ:
Расположение зависит от отношений. Можно придать большее значение вещам в сцене, основываясь на их положении по отношению к остальному пространству. Например, размещение одного персонажа выше над другим, автоматически наводит на мысль о том, что он сильнее. Плавильное расположение объектов может помочь привлечь правильное внимание. Если у вас есть вертикальный объект, размещенный среди горизонтальных объектов, этот вертикальный объект будет разбивать горизонтальные, и значительно выделяться на их фоне. Самый распространенный пример такого метода, это когда персонаж является единственным объектом, который разбивает линию горизонта. Этот персонаж сразу становится центром внимания. Один из классических американских иллюстраторов - Н.К. Уайет (N.C. Wyeth) - больше других понимал важность расположения объектов на полотне, и может доказать это на хорошем примере:

В этой работе «Еще один шаг» (One More Step) мы видим, что Уайет уделил особое внимание положению двух мужчин в этой сцене.
Обратите внимание, как горизонт делит пространство между ними. Мужчина в черном находится полностью выше горизонта и выглядит так, будто он в более выгодном положении. Мачта, на которой он сидит, разбивает линию горизонта и направляет наш взгляд прямо на него. Сеть из веревок идет от него, и ведут вниз, прямо на мужчину в белом.
Пока мы рассматриваем эти детали, эта картина также приковывает внимание к цвету, контрасту, и балансу. Мужчина в черном имеет большую контрастность, потому что он в черном стоит на фоне яркого неба. Это заставляет обращать взгляд на него. Тем не менее, мужчина в черном сбалансирован мужчиной в белом, на котором повязан красный пояс. Это притягивает наш взгляд вниз на него, и это ощущение противостояния между ними очень ярко выражено.

ПРАВИЛО ОДНОЙ ТРЕТИ:

Правило трети используется, преимущественно, в фотографии. Эта техника выходит за пределы иллюстрации или производства. Эта техника очень быстро может найти самое благоприятное положение для фокусного центра на вашем рисунке. Это очень похоже на примеры построения композиции, о которой мы говорили в Главе 5 в начале этого урока. Правило трети – это готовый шаблон, который нужно всегда держать в голове, когда вы начинаете строить какую-либо композицию.


По правилу одной трети изображение делится на 9 одинаковых квадратов с таким же соотношением сторон, как и у самого изображения. Каждая линия расположена ровно на 1/3 изображения. Это значит, что любое изображение с любым соотношением сторон подчиняется правилу одной трети.
При использовании правила трети, линии деления являются лучшими местами деления пространства, а пересечения этих линий являются идеальным местом для фокусного центра и других важных зон изображения. Почти в любой профессиональной фотографии или иллюстрации, поместив сетку одной трети на изображение, можно практически со 100% уверенностью сказать, что эта сетка отлично совпадет с изображением.

На этой странице из комикса, который я нарисовал, обратите внимание на то, как поделено пространство по правилу одной трети. Персонаж комикса расположен прямо на первой линии, которая является и фокусным центром. Также, можно заметить три основных изменения в сцене в пределах трех вертикальных колонок. Первая колонка содержит в себе темную стену. В средней колонке очень много деталей с высоким контрастом и линиями, которые возвращают взгляд к девушке. В третьей колонке широкое пространство с более низким контрастом, что балансирует и организовывает картинку. То, как гармонично сетка легла на рисунок – не совпадение.

ЦЕНТР ФОКУСА:

Светотень, контраст, цвет, баланс, плотность, масштаб, положение и правило трети. Теперь, когда у вас есть понятие об этих аспектах, вы можете применять их с целью нахождения фокусной точки на вашем изображении. Ваша фокусная точка должна быть самой интересной частью рисунка, и должна быть так организована, чтобы зритель даже не мог не заметить ее.


На этом примере, который я нарисовал, фокусной точкой является красный воздушный шар, хозяин которого переходит через мост. Почему же он является центром фокуса?

Во-первых, перспектива организована таким образом, что все объекты и линии сходятся ПРЯМО на шаре. Шар находится в самой яркой части рисунка. Цвет достаточно привлекает ваше внимание к нему. В конце концов, он попадает на линию правила одной трети.
Спросите себя, как баланс и ритм использованы в этом рисунке с целью привлечения внимания зрителя к определенным объектам?

Можно сделать рисунок с непроизвольными или множественными фокусными точками, или с отсутствием таковой вообще. Все видят вещи по разному, и то, как вы видите картинку, может сработать вам на руку, либо ничем не привлечь внимание другого человека. Самое важное – делать рисунок таким, каким вы хотите его видеть.

ПИЩА ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЙ


6474913517911453.html
6474965822774855.html
    PR.RU™